Что такое современная печь или камин с изразцами?
Дата: 30.08.2015
Говоря о печи с изразцами, перед глазами встает образ большой светлой русской избы, в которой самый центр – это теплая печь, с прекраснейшими узорчатыми изразцами. Печь не только грела,
но и просвещала. Сюжеты росписи создавали образ книги, в которой каждая страница – это картинка с поучениями, с поговорками, с бытовыми сценками, с библейскими сюжетами
в различных исполнениях. В парадных залах изразец – не просто разукрашенный предмет бытовой надобности, а неотъемлемая деталь общего архитектурного замысла интерьера, поэтому характер росписи – парадный, торжественный, нарядный, праздничный.
У каждого возникает свой образ печи. Для кого-то – это большая зеленая печь с рельефами, выступающими сквозь глазурь, на которой необычные растительные орнаменты притягивают взгляд и руки. Настоящую печку всегда хочется потрогать и ощутить ее тепло.
Печка бывает яркой, и в ее глянцевой поверхности отражается пламя свечей как искорки, попадая в душу и затрагивая ее тонкие струны.
А кто-то может помнить изразцы в старых домах – белые строгие печи с рельефными карнизами под самым потолком. Вечерами можно взглядом путешествовать по потолку и фантазировать, играя тенями.
Несомненно одно: изразец – это всегда тепло.
Даже в дворцовых залах Санкт-Петербурга, изобилующих голландскими бело-синими изразцами – возникает ощущение тепла, хочется прикоснуться к печам руками, прижаться к ним.
Какова роль изразцов в современном доме?
Современный рынок богато наполнен плиткой для ванных комнат, кухонь. Изразец, вроде бы имеет похожую поверхность, но он никогда не будет штампованным. Ни один станок не заменит теплых рук мастеров, сопровождающих изразец в процессе производства. С другой стороны глянцевая поверхность изразца позволяет его мыть, что обеспечивает гигиеническую функцию.
К тому же глянцевая поверхность отражает свет – мы получаем блики солнца, света, поверхности стен.
Роспись позволяет создать нарядное многоцветье, способное изменить настроение, обогатить душу человека.
Щедрое украшательство подчеркивает характер хозяина дома, его благосостояние и процветание. Создавая печь для своего дома вы вносите громкую нотку себя, своего Я, своих вкусов и пристрастий, это Ваша визитная карточка.
Изразцовые печи не ушли в прошлое, они не только напоминают нам о вековых традициях и об истории быта, но и выстраивают мостик между прошлым и будущим – ведь возводя изразцовую печь или камин сегодня, Вы передаете ее своим потомкам, которые так же будут наслаждаться теплом керамики. Построенный Вами образ будет согревать своим теплом и поддерживать их. Ведь богатая печь с изразцами создается в период процветания, достатка в доме, и возникающие трудности будут восприниматься Вашими детьми как временные.
Возведение печи составляет важную часть в постройке дома. Но и одеть ее в «рубашку» – это также сложный творческий процесс. Придумывая образ печи, Вы понимаете, что изделия будут служить Вашему дому не один век. Сам процесс требует высокой включенности хозяина.
Для того, чтобы из простого куска глины сделать изразец – надо понять – что хочется получить, выбрать его фактуру, стиль, цвет. Затем правильным образом подготовить материал: это может быть расписной изразец, а может быть и рельефный. Изразцы могут быть одинаковыми, а могут вместе создавать общее панно с сюжетом. И тогда к работе подключается мастер, который в глине создает рельеф, творит руками и душой. После лепки изразец должен высохнуть. Многие считают, что изразцы надо делать весной. И это заблуждение. Русская поговорка о том, что сани надо готовить летом, верна и для керамики. Ведь изразец должен «вылежаться», сушка изразцового панно может занимать до нескольких недель. И только после полного высыхания производится обжиг – на высоких температурах. С одной стороны это позволяет пройти всем химическим процессам, чтобы из глины превратить изделие в керамику, но этот обжиг и «наказывает» художника за ошибки – изразец может треснуть, лопнуть, его может разорвать и тогда весь процесс творения надо начинать сначала. Керамика не терпит спешки.
После обжига, наносится глазурь и художник начинает роспись. Но и тут нельзя ничего предугадать. После повторного обжига цвет глазурей меняется, иногда непредсказуемым образом. А потому, практически на всех этапах изготовления, есть место чуду. Каждый раз мы с замиранием сердца ждем результатов, и удивляемся, увидев, что получилось. Керамика не прощает злобы, раздраженности и напряжений. Атмосфера при работе непосредственным образом сказывается на результате.